Многим промышленным предприятиям не хватает финансовых ресурсов для модернизации и развития. Собственные средства ограничены объемами реализации и прибыли. Процент за кредитные ресурсы превышает рентабельность. Фонд развития промышленности явно недостаточен для масштабного строительства новых предприятий и модернизации действующих. Нужны новые институты и инструменты финансирования, чтобы ускорить процессы импортозамещения и обеспечить стране технологический суверенитет. ЛДПР предложила создать Российский Банк развития. Такой Банк, получая от Центробанка определенный объем цифровых рублей, мог бы заниматься кредитованием в цифровых рублях с невысокими процентами конкретных проектов строительства и модернизации промышленных предприятий. Можно также наделить Банк развития определёнными правами по эмиссии цифровых рублей в рамках реализации национальных проектов.
Функционирующие в стране банки мало выделяют кредитов для инвестиций в основной капитал. В общем портфеле банков только порядка 10 процентов идет на эти цели. Специализированный банк, предназначенный для среднесрочных и долгосрочных инвестиций, мог бы сыграть важную роль в развитии промышленности и других секторов экономики.
Цифровой рубль – это фактически безналичный рубль и все сделки по покупке оборудования, проведению строительно-монтажных работ оплачивались бы этими рублями, которые постепенно накапливались на счетах все предприятий. Это так называемое двухконтурное денежное обращение, когда деньги, выделяемые на финансирование проектов, не могут обналичиваться и использоваться на иные нужды вплоть до конвертации их в иностранную валюту и вывода за границу. Цифровой рубль имеет цифровой код. Это определяет его безопасность. Введение цифрового рубля ограничивает объём наличных денег в обращении. Наличные деньги могут быть связаны с коррупцией и уходом от налогов. Когда финансовые средства существуют в цифровом формате, то их движение и расходование гораздо проще контролировать.
Создание Банка развития может позволить строго целевым образом финансировать строительство и модернизацию промышленных предприятий. Сегодня предприниматели выделяют собственные средства для строительства и модернизации предприятий, но их интересует обычно быстро окупаемые и высоко прибыльные проекты. Либо средства идут из федерального и региональных бюджетов, но вот как они используются – за этим не всегда успевают следить Счетная палата и контрольные органы в регионах. До сих пор мы видим и прямое воровство и «мертвые души» с зарплатой и многочисленные недострои, а также обманутых дольщиков. Масса лазеек придуманы для личного обогащения за счет бюджетных средств.
Подобные отрицательные явления уже много лет не дают быстро обновлять и развивать технологическую базу промышленности. Центробанк и коммерческие банки практически не создают новых финансовых механизмов для развития промышленности и других секторов экономики. Федеральные и региональные бюджеты выделяют громадные средства для того, чтобы покрывать разницу между рыночными и льготными процентами по кредиту. В выигрыше опять банки, но не промышленность.
Полагаем, что проблемы создания Российского Банка Развития с введением цифрового рубля следует обсудить с учеными Академии наук и профессорами ведущих экономических вузов. Сегодня очень редко обсуждаются вопросы новых экономических и финансовых инструментов развития нашей экономики. Часто подобные вопросы решаются в «узком кругу». А кто из руководителей финансовых и экономических ведомств захочет по доброй воле что-то менять, если их деятельность одобряют, и они привыкли к действующим механизмам. Однако в условиях санкций и проведения специальной военной операции необходимо действовать активнее, более творчески, чтобы дать экономике новые импульсы развития.
Не лишним будет вспомнить некоторые исторические аспекты развития банковской и финансовой системы России.
Например, предлагаемая в 1801 году Николаем Семеновичем Мордвиновым реформа банковской системы. Его идея – это создание Трудопоощрительного банка с широкими полномочиями в экономике. Банк должен был выделять льготные кредиты на создание новых производств, новых машин. Деньги должны были идти на развитие всех отраслей экономики. Трудопоощрительный банк должен был работать в тесной связке с Академией наук и Вольным экономическим обществом.
Сегодня учёные-экономисты Академии наук не часто привлекаются к подготовке предложений по созданию новых институтов и инструментов развития экономики. А о Вольном экономическом обществе вообще не вспоминают. Еще одна блестящая идея Мордвинова. За которую, кстати, индийский предприниматель не так давно получил Нобелевскую премию. Это создание сети небольших кооперативных банков, капитал которых образуется за счет малых взносов населения. Банки принимают взносы и предоставляют ссуды «малому бизнесу», населению во всех регионах, селах, городах. Доступные и быстрые кредиты будут способствовать хозяйственному развитию в каждой территориальной единице. Но и этот проект Мордвинова остался тогда на бумаге. Зачем чиновнику суетиться, всё как-то идёт понемногу. Но главное правило, которым руководствуется бюрократ: «Как бы чего не вышло». Зачем рисковать, кабинет «теплый», зарплата идет, а тут еще и очередь просителей. Они же отблагодарят – за подпись, нужное распоряжение, выгодный контракт. А ну как, создадим эти новые банки, и просители исчезнут. Как тогда жизнь обустраивать.
Но и внизу не дремлют. «Деловые люди» быстро превратят такие банки в финансовые пирамиды, сами себе через фирмы-однодневки раздадут кредиты, и…растворятся как ежики в тумане. Мордвинов предупреждал, что экономический рост в России невозможен без государственного управления и без ограничения ввоза иностранных товаров. Он выступал за высокие импортные пошлины на эти товары, особенно на предметы роскоши. Без этого России грозит опасность остаться чисто земледельческой страной (теперь – сырьевой страной), а такая страна никогда не может быть богатой. Или это богатство кратковременное по историческим меркам, пока сырье не закончится или не будет найдены его заменители.
Но дворянство и тогда выступало за «свободную» торговлю. Оно хотело беспрепятственно продавать за границу зерно, масло, мясо, пеньку и покупать заморские товары.
Забыта сегодня книга русского экономиста М.И. Туган-Барановского «Русская фабрика в прошлом и настоящем» (1930 г.), которая неоднократно переводилась и использовалась при проведении экономической политики в других странах. Туган-Барановскому принадлежит идея о том, что в основе экономических кризисов лежит разрыв между накоплением денег и их использованием в качестве капитальных вложений для развития экономики. Не учитывается доказанное предложение Туган-Барановского о том, что именно праздное и избыточное накопительство денег, что у государства, что у отдельных людей ведет к кризисам. Известна также формула – деньги должны работать, а не лежать «под подушкой». Именно неоправданное накопительство ведет к застоям и затем – к острому кризису. Источник мировых кризисов — США с их жаждой наживы и стремлением к мировому господству. Поэтому нашей стране нужны новые институты и инструменты развития, направленные не на накопительство и бесконечной погоней за прибылью, а на развитие и обеспечение устойчивости экономики.
Центробанк проводит подготовку к ведению цифрового рубля. Уже в текущем году будут получены первые результаты. Но для каких целей Центробанк вводит цифровой рубль – для расчётов между физическими и юридическими лицами, для обслуживания взаимосвязи с коммерческими банками, для использования на фондовых и валютных рынках. И для применения в расчетах с зарубежными банками. Причем, цифровой рубль рассматривается как третья форма денег наряду с наличными и безналичными. Это фактически как-бы другая денежная единица для расчетов, но не инструмент развития экономики, а надо, чтобы использование цифрового рубля было прежде всего направлено на обслуживание проектов строительства и модернизации предприятий, что и предлагает ЛДПР.
М.Н. Сидоров