Федеральный бюджет является главным инструментом экономической политики государства. От правильного выбора приоритетов зависят темпы экономического роста и повышение благосостояния населения. Основные приоритеты проекта федерального бюджета на 2025-2027 гг. таковы – это выполнение социальных обязательств перед гражданами (перечисление необходимых средств для выплаты и индексации пенсий, помощь семьям, льготы, надбавки, материнский капитал…), обеспечение обороноспособности и безопасности государства, укрепление технологического суверенитета страны. Каждый из этих приоритетов обеспечивается масштабными финансовыми ресурсами, которые позволят решить текущие и перспективные задачи развития страны.
Расходы по разделу «Социальная политика» в 2025 году составят 6,5 триллиона рублей, это несколько ниже, чем предполагалось годом ранее. Но существенную часть расходов на здравоохранение и образование дают также региональные бюджеты, поэтому средств будет достаточно и для оплаты труда бюджетников, повышения минимального размера оплаты труда и для развития социальной инфраструктуры.
Расходы по разделу «Национальная оборона» должны составить 13,5 триллиона рублей в следующем году – это почти треть от всех расходов бюджета. При этом надо учесть, что против нас сегодня на Украине воюет фактически весь коллективный Запад, непрерывно поставляя украинским националистам военную технику во всем ее разнообразии. Нам надо выстоять и победить. А развитие оборонного комплекса страны отрезвит всех наших недругов, которые на протяжении веков мечтают прибрать к своим рукам ресурсы России и подчинить своей воле непокорный русский народ.
Технологический суверенитет страны будет обеспечиваться путем реализации новых национальных проектов, таких как «Экономика данных и цифровая трансформация государства», «Промышленное обеспечение транспортной мобильности» и еще семи актуальных национальных проектов.
На эти девять нацпроектов будет направлено почти два триллиона рублей в ближайшие три года.
Общие доходы бюджета на 2025 год возрастают по сравнению с текущим годом на 12 процентов и должны составить 40,3 триллиона рублей. Увеличение доходов обусловлено экономическим ростом в стране, а также возрастающими экспортными возможностями и снижением импортной зависимости за счет реализации политики импортозамещения во многих секторах экономики. Уверенность в том, что приоритеты бюджета будут реализованы, заключается в сбалансированности бюджета по доходам и расходам. Дефицит бюджета предполагается в размере 1,3 триллиона рублей (0,5 процента от валового продукта), что по мировым меркам величина небольшая.
Многие западные страны, включая США, уже многие годы живут с гораздо большими размерами дефицита бюджетов. Тем самым накапливают долги, которые приближаются или даже превышают годовые объемы производства товаров и услуг. А это ведет к уменьшению других расходных статей бюджета, включая и социальную. Долговое бремя западных стран растет, а это, как показывает история, нередко служит поводом для начала военных конфликтов. Известна ведь поговорка: «война все спишет». Наши недруги опять «обнаружили», что Россия может на них напасть и стали наращивать военные расходы. Причина проста – аппетиты военного комплекса растут, а журналисты и политики его просто обслуживают.
Фонд национального благосостояния, ликвидная часть которого сегодня составляет 4,7 триллиона рублей, не будет теперь расходоваться на покрытие дефицита бюджета. Он останется страховкой на случай снижения мировых цен на нефть. Надо учесть, что затраты на добычу и транспортировку нефти у нас возрастают и уже приближаются к 50 долларам за баррель (бочку), поэтому необходимо конъюнктурное сглаживание цен и безрисковое исполнение бюджета.
Дефицит бюджета будет покрываться в основном за счет продажи облигаций федерального займа (ОФЗ). Хотя расходы по обслуживанию государственного долга несколько вырастут в 2025 году, но сам государственный долг составляет сегодня 18 процентов от валового продукта, что в разы меньше, чем в большинстве западных стран.
Нефтегазовые доходы в бюджете будущего года снижаются и в абсолютном выражении, и по их доле в общих доходах бюджета. Они должны составить 27 процентов, остальные 73 процента – это увеличение доходов за счет повышения объемов производства и роста налога на прибыль с 20 до 25 процентов.
Увеличение акцизов на водку и табак, отсюда и повышение цен на эти вредные для здоровья товары должно приводить к ограничению их потребления, сокращению расходов на лечение и одновременно увеличивает доходы бюджета. Но здесь тоже надо быть аккуратными, так как рост цен на водку ведет к наполнению рынка алкоголя суррогатами и подделками. Потребление алкоголя за последние 20 лет снизилось почти наполовину, но в последние два года стало расти. Не надо увеличивать акцизы на вино. Наоборот, надо и дальше расширять виноградники в Крыму, на Кавказе. Там будет рост занятости и доходов. Пусть люди употребляют недорогое виноградное вино, а не крепкий алкоголь.
В бюджете на 2025-2027 годы предусмотрены средства для индексации пенсий в соответствии с инфляцией. Пенсии у нас небольшие, но надо понять, что число работающих у нас около 70 млн., а пенсионеров – 40 млн. человек. Выход один- рост производительности труда, основанный на науке, новых технологиях и лучшем управлении. Эти цели будут достигаться за счёт выделения бюджетных средств на автоматизацию, роботизацию и механизацию производственных и вспомогательных процессов в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и во всех других секторах экономики. Таким образом, принятие сбалансированного бюджета с выверенными приоритетами позволяет рассчитывать на выполнение бюджетных показателей в условиях плановой, финансовой и производственной дисциплины на всех уровнях управления.
М.Н. Сидоров