Культурный фронт 2025 года. Аналитика ЛДПР

Победа России в СВО приближается. Не менее важно одержать победу и на культурном фронте, прежде всего в сфере воспитания молодого поколения, вырастив молодежь морально и нравственно здоровой, верящей в свою страну, ее хорошее будущее. Вспомним, что произошло на Украине, где случилось культурное и историческое перекодирование молодых украинцев буквально за пару десятилетий.

Начиная с 1990-х годов практически вся культурная сфера там от детских садов до высшего образования была отдана на откуп так называемым национал-демократам. Многие художники, артисты, почти вся «богема» советской Украины перековалась из коммунистов-интернационалистов в националистов. Активно действовали многочисленные международные фонды, которые якобы с гуманитарными целями фактически извращали историю Украины, ее взаимоотношения с Россией. Часть большой России – Украина отделялась, обособлялась-духовно, нравственно, исторически. И все это не происходило стихийно, а достаточно жестко управлялось изнутри и извне.

В вузах России тогда ежегодно принимались порядка 300 молодых украинцев, а в Польше обучались почти 30 тысяч украинских студентов. И вполне понятно, какие культурные и исторические ценности закладывались в головы молодых украинцев извечными нашими «друзьями»-поляками.

Запад в это время вкладывал деньги в образование, в подготовку журналистов, учителей, соответствующую литературу и постепенно обработал сознание большинства украинских молодых людей в их ориентацию на Европу и так называемые западные ценности. Национализм в его ярко преувеличенной роли возобладал над украинской молодежью, да и многими взрослыми. Вот эта «особость», отрицание в себе исторической русскости привели в конечном итоге к большой беде украинского общества, да и нас это коснулось в немалой степени. Может быть это понятные вещи, но одно дело просто рассуждать, а другое реализовать противодействие такому перекодированию сознания на практике.

Надо внимательно смотреть на те отрицательные явления, которые наблюдаются сегодня в России по отношению к воспитанию молодого поколения, и избавляться от них. Приведем один пример. В этом году Совет по детской книге Союза писателей России провел очень показательное исследование. Были изучены порядка тысячи детских книг почти двухсот издательств. Красивые, хорошо оформленные книги, но по содержанию они более, чем на 60 процентов отрицательно влияют на культуру и сознание молодых людей. Упор там делается на воспитание в себе некой особой личности, надо быть таким, каким ты хочешь, просто будь собой, а культурных норм и традиций можно не придерживаться. Еще одна тема в этих книгах, что человек – это практически тоже животное. Люди превращаются в животных, а животные – в людей. Это было и в русских сказках, но там это служило воспитанию добрых традиций, а здесь подчеркиваются просто животные начала, часто в натуралистической форме. Есть в этих книгах и тема предательства. Так, например, в книжечке «Солдатик», написано дословно: «Солдатик снял мундир, и никто его не обвинил его в том, что он дезертир». И вот такого рода отвратительные антикультурные, антигуманные, антипатриотические воззрения нередко присутствуют в детских книгах.

Сотни издательств в стране. А что такое частное издательство?  Каков мотив его развития – это тиражи и прибыль. На поток поставлены бесконечные полупустые детективы, разного рода тренинги, «ужастики». Много такого рода литературы зарубежных авторов, там рынок давно состоялся, издательства богаче, с помощью разных фондов «помогают» нашим издательствам издавать свою малохудожественную литературу. Сам по себе рынок деформирует общественный спрос, а потом и сознание, оплачивается только то, что приносит доход. Он не способен работать на стратегию, на будущее нации. Наряду с частными нужны государственные издательства, особенно по детской литературе.

Есть культура материальная: музеи, библиотеки, театры, кинофильмы, центры досуга и развлечений. И есть культура духовная: уважение к традициям и старшим, понимание долга и ответственности перед обществом и природой, сопричастность к судьбе страны, понимание и следование нормам морали и нравственности. Не только «права человека», но и его ответственность перед семьей и государством. Об этом надо чаще напоминать.

Нельзя рисовать прошлое страны только черными красками, делать из героев антигероев, создавать фильмы и передачи на ТВ не с созидательным содержанием, а, напротив, показывать бандитов, воров, культивировать разрушение, жестокость, примитивизм и дешевенькую развлекаловку. Пора заканчивать с этим.

Культурная политика заключается не только в том, чтобы сеять «доброе, вечное», но и в том, чтобы уметь противостоять злу, пошлости, примитивизму.

Больше надо финансировать создание фильмов об истории страны, о русских ученых, художниках, музыкантах, писателях, путешественниках. Патриотизм отсюда рождается, а не от призывов и не задевающих душу речей. Взять за правило каждый месяц хорошо рекламировать и выпускать на экраны такие фильмы. Если ориентироваться только на кассовые сборы, то подпишем приговор духовной культуре нации.

Культура – в преемственности, поддержании традиций. Если этого нет, а идет погоня за рейтингами, чтобы больше денег на рекламе заработать, то и передачи становятся все более примитивными. Страна у нас разнообразная. Чтобы ее любили больше, надо показывать на ТВ выступления артистов из национальных республик, краев, областей. Культура – это скрепа страны.

Культурная политика в 2025 году должна стать более активной, целенаправленной, чтобы люди чувствовали единство не только в экономике и обороне, но и в общих культурных ценностях. Информационная война, которая ведется против нашей страны, острием своим направлена на  переформатирование сознания, особенно молодежи, с общегосударственных вопросов на права человека и потребление, а не на объединение народа, не на сохранение своих культурных, исторических традиций, а именно историческая память сохраняет в целости государство, создаёт духовную основу успешного развития России. 

М.Н. Сидоров

@smilemakc © 2020